По внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о санитарно-защитной зоне.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике – Чувашии в судебном порядке доказал правомерность своих действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о санитарно-защитной зоне.
Общество обратилось в суд с иском к филиалу Кадастровой палаты о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территории.
В ходе рассмотрения дела судами первой, апелляционной, кассационной инстанций отказано в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Главный государственный санитарный врач по Чувашской Республике принял решение об установлении санитарно-защитной зоны и выдал санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта индивидуальной санитарно-защитной зоны государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
На основании указанных документов, заявления заинтересованного лица и карты (плана) объекта землеустройства сведения о границах санитарно-защитной зоны были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН). Согласно ч.5 ст.4, ст.10, ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) орган кадастрового учета на основании поступивших документов вносит в ГКН сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования, документы необходимые для внесения соответствующих сведений предоставляются органами государственной власти или органами местного самоуправления. В случае если такие сведения не представлены полномочным органом в орган кадастрового учета в установленный срок, то заинтересованное лицо вправе обратиться самостоятельно в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в ГКН.
Согласно ст.ст. 1, 10, 13 Закона о кадастре процедура внесения в ГКН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий не является действием по кадастровому учету, соответственно, санитарно-защитная зона не относится к объектам недвижимости, а сведения о таких зонах необходимы для составления кадастровой карты. Положения Закона о кадастре, регламентирующие порядок осуществления кадастрового учета, не применимы в рассмотрении данного судебного спора. Действующее законодательство не установило форму заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах, следовательно, такое заявление может быть представлено в орган кадастрового учета заинтересованным лицом в произвольной форме.
Установление санитарно-защитной зоны было осуществлено до введения в действие Закона о кадастре, до образования земельного участка и до возникновения у общества арендных прав на него, поэтому его права и законные интересы не могли быть нарушены действиями Филиала, не влияющими на факт нахождения спорного земельного участка в границах такой зоны. Действия Филиала носили учетный характер и совершены в целях приведения объектов учета в соответствие с их действительными характеристиками. Наличие или отсутствие ранее в ГКН сведений о нахождении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территорий не влияет на факт существования такой территории в установленных границах и не влечет за собой прекращения прав арендаторов земельных участков в составе такой зоны и императивного введения особого режима использования участков с учетом положений ст.87 Земельного кодекса Российской Федерации.
Соответственно, суды первой, апелляционной и кассационной инстанции пришли к следующим выводам: процедура внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о санитарно-защитных зонах отлична от процедуры кадастрового учета объекта недвижимости, и не предполагает обязательного согласования границ такой зоны с правообладателями земельных участков, по которым она проходит, и не установлена особая форма подачи соответствующего заявления в орган кадастрового учета. Действия Филиала по внесению в ГКН сведений о границах санитарно-защитной зоны признаны законными.