Круглосуточная справочная
8 800 100-34-34
БУДЬТЕ С НАМИ
16 Марта 2015

Система органов Росреестра

Существующая на сегодняшний день в Российской Федерации система государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета начала формироваться в конце девяностых – начале двухтысячных годов.

В этот период вступили в силу федеральные законы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и о государственном земельном кадастре (Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").

На начальном этапе развития системы законодательное регулирование кадастрового учета недвижимости распространялось только на земельные участки. Государственная регистрация прав на здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства основывалась не на данных единого государственного кадастра, а на информации, подготавливаемой органами технической инвентаризации, действовавшими на региональном и муниципальном уровнях (технической документации).

Система органов государственной регистрации прав изначально также была выстроена по региональному принципу – полномочия по регистрации прав переданы региональным учреждениям – Регистрационным палатам, общую координацию деятельности которых осуществляло Министерство юстиции РФ.

В тоже время, система кадастра земельных участков в 2001 году переведена на федеральный уровень – создана Федеральная служба земельного кадастра России, к компетенции которой, в том числе, были отнесены вопросы ведения государственного земельного кадастра (Постановление Правительства РФ от 11.01.2001 N 22 "Об утверждении Положения о Федеральной службе земельного кадастра России"). В этот же период в целях обеспечения технической части работы по осуществлению кадастрового учета земельных участков и ведению государственного земельного кадастра были созданы федеральные государственные бюджетные учреждения - земельные кадастровые палаты в субъектах РФ.

Второй период развития системы государственной регистрации прав и кадастрового учета начался во второй половине двухтысячных годов.

В 2004 году была реформирована система органов регистрации прав и кадастрового учета. Создана Федеральная регистрационная служба (Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы") и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 N 418 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости"), к компетенции которых были отнесены вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета. При этом, созданные службы находились в подчинении различных министерств – ФРС – Минюст РФ, Роснедвижимость – Минэкономразвития РФ, что негативно влияло на формирование единых принципов развития системы регистрации прав и кадастрового учета и затрудняло развитие эффективного взаимодействия служб.

Знаменательным событием второго этапа развития системы учета стало принятие Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который впервые установил, хотя с существенной отсрочкой, порядок государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства, при этом, максимально унифицировал порядок учета земельных участков и иных объектов недвижимости. Также закон сформировал понятие и состав кадастровых работ как основного источника кадастрового учета.

Формирование системы органов государственной регистрации прав и кадастрового учета завершилось созданием Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Образованное ведомство в себе функции Роснедвижимости, Росрегистрации и Роскартографии. Параллельно были реорганизованы земельные кадастровые палаты по субъектам РФ, на базе которых создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата» Росреестра с сетью региональных филиалов.

В период с 2010 по 2012 года Федеральная кадастровая палата наделена полномочиями органа кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, также кадастровой палате передана часть функций Росреестра по приему документов.

1 декабря 2012 года Правительством Российской Федерации утвержден подготовленный рабочей группой, состоящей из представителей Росреестра, общественных организаций, крупных компаний строительного и нефтегазового комплекса, риэлтерских сообществ и агентств ипотечного жилищного кредитования, план мероприятий (так называемая «дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В утвержденной дорожной карте Правительством определены основные направления развития системы государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, сформулированы стоящие перед Росреестром и подведомственными ему организациями цели и запланированы мероприятия, выполнение которых в итоге должно вывести систему регистрации прав и государственного учета на принципиально иной уровень развития.