Круглосуточная справочная
8 800 100-34-34
БУДЬТЕ С НАМИ
26 Мая 2015

Судебная практика установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости в 2014 году

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Понятие, порядок проведения государственной кадастровой оценки, в свою очередь, закреплен главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в т.ч. и рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В первом полугодии 2014 года, как и на протяжении 2011-2013 гг., правообладатели активно использовали закрепленное право на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости. Так за указанный период в Арбитражный суд Омской области подано 22 исковых заявления, а в суды обшей юрисдикции 5 исковых заявлений с требованием об изменении кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной приказом Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 № 36-п.
21.07.2014 в вышеуказанный федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» внесены изменения, которые заключались в том, что:
- для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным, для юридических лиц, соответственно, данное обращение является обязательным;
- заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (ранее указанный срок составлял 6 месяцев);
- в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
04 июня 2014 года Федеральным законом № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и Арбитражными судами», вступившим в силу 06.08.2014, определено, что верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и суды автономных округов рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В результате вышеуказанных изменений федерального законодательства на территории Омской области во втором полугодии 2014 года заявления правообладателей судами по существу рассмотрены не были: Арбитражным судом Омской области дела были прекращены в связи с неподведомственностью, заявления, поданные в районные суды города Омска, были оставлены без рассмотрения и указано на необходимость подачи такого рода заявлений в Омский областной суд.
В целом за 2014 год в суды было подано 37 исковых заявлений об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, из них 13 заявлений было удовлетворено и 31 земельному участку кадастровая стоимость была пересмотрена. При этом 27 земельным участкам в результате рассмотрения заявлений кадастровая стоимость была уменьшена (в целом разница между кадастровой и рыночной стоимостью составила 1565712 тыс. руб.) и 4 земельным участкам кадастровая стоимость была увеличена (разница составила 285500 тыс. руб., заявления были поданы Администрацией города Омска).
06 августа 2014 ознаменовалось не только передачей всех дел по оспариванию кадастровой стоимости из подведомственности арбитражных судов в суды общей юрисдикции (областные и приравненные к ним), но и объединением высших судебных инстанций.
Одним из первых судебных дел Верховным судом Российской Федерации было рассмотрено в качестве суда апелляционной инстанции именно дело об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной. Своим определением от 17.12.2014 № 91-АПГ14-4 ВС РФ, можно сказать, все предыдущие позиции арбитражных судов, основы которых были заложены в постановлении Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011 г., пересмотрел кардинально и по всем направлениям.
Так, ВС РФ установил, что:
- дела по пересмотру кадастровой стоимости не являются исковым производством. Это споры, вытекающие из публичных правоотношений, которые должны рассматриваться по иным правилам;
- ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является ненадлежащим ответчиком по делу (на протяжении последних лет арбитражные суды отклоняли этот довод и признавали кадастровую палату надлежащим ответчиком);
- суд должен более тщательно подходить к проверке представляемых в качестве доказательства по делу отчетов независимых оценщиков об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Вышеуказанные изменения действующего законодательства и судебной практики уже в начале 2015 года привели к значительному сокращению количества заявлений, поданных в Омский областной суд, по сравнению в первым полугодием 2014 года.