C C C
Настройки
Русский
Москва Москва

КРУГЛОСУТОЧНАЯ СПРАВОЧНАЯ

8 800 100-34-34

Звонок по России бесплатный

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

8 800 100-18-18

Противодействие коррупции

БУДЬТЕ С НАМИ
Выбрать регион
Москва

Круглосуточная справочная

8 800 100-34-34

Звонок по России бесплатный

Телефон доверия

8 (495) 917-38-25

Глава Кадастровой палаты: мы втрое повысим скорость предоставления выписок из ЕГРН

22.04.2019
Поделиться:

Интервью

Глава Кадастровой палаты: мы втрое повысим скорость предоставления выписок из ЕГРН

Процесс цифровизации охватил сектор госуслуг и проник даже в такую консервативную сферу, как недвижимость. О том, когда можно будет получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в режиме онлайн и каким будет государственный аналог Airbnb в Крыму, в интервью ТАСС на Ялтинском международном экономическом форуме рассказал директор Кадастровой палаты Росреестра Парвиз Тухтасунов.

- Сегодня Кадастровая палата активно меняет потребительские сервисы. Почему?

- Электронные сервисы палаты и Россреестра создавались в 2011–2014 годах без оглядки на то, что действительно нужно людям. Технологически и морально они устарели и не отвечают современным потребностям. Поэтому наша задача - модернизировать сервисы исходя из запросов пользователей. У нас есть фокус-группы - заявители, кадастровые инженеры, банковское сообщество и др. Мы провели встречи, собрали информацию, так что понимание, что хочет рынок, есть.

Например, мы запускаем новый, более удобный сервис по предоставлению выписок из Единого государственного реестра недвижимости на сайте Кадастровой палаты. Мы начали проводить реинжиниринг, чтобы услуга предоставлялась по принципу "быстро-удобно-качественно". Придумали новый продукт, который называется "Облако уинов". Не вдаваясь в технические подробности, скажу: этот инструмент позволит значительно сократить цепочку передачи данных и время ожидания поступления оплаты. Это позволит выдавать актуальные сведения об объектах гораздо быстрее.

Так, по нашим планам, уже летом этого года мы повысим скорость предоставления выписок из ЕГРН в три раза. Сейчас на это уходит три дня, мы же хотим выдавать актуальную информацию в течение суток. А в 2020 году планируем выдать информацию практически в режиме онлайн

- Надеетесь обогнать другие страны?

- С точки зрения скорости предоставления услуг Российская Федерация уже впереди. Нигде так быстро системы не работают. Если сравнивать со странами с похожим объемом сделок - Китаем, США, Канадой, - то мы точно на первом месте.

- Зачем тогда ускоряться?

- У нас менталитет у граждан такой - нужно все быстро и сразу. Соответственно, мы отвечаем на этот запрос. Особенно это касается выписок из ЕГРН: пользователю нужно до момента заключения сделки проверить как продавца, так и данные по недвижимости - нет ли ареста, ограничений, обременений и пр.

- Какие еще проекты находятся сегодня в фокусе?

- В этом году большое внимание будет уделено вопросу перевода процесса государственной регистрации сделок в электронный вид. Для этого Минэкономразвития с Росреестром при участии Кадастровой палаты в 2019 году планирует разработать единые форматы электронных документов, что является первым шагом для перехода к совершению таких сделок преимущественно в электронном виде. Сейчас для подачи на электронную регистрацию нужен пакет документов, мы же готовим программный продукт, который позволяет автоматизировать эти процессы.

- По-вашему, готовы россияне к тому, что все сделки с недвижимостью уйдут в "цифру"?

- Что касается выдачи сведений из ЕГРН - электронными услугами пользуются около 90% наших пользователей. А регистрируют недвижимость в онлайне более 15%. Но эти цифры год от года растут. Но всегда есть определенная категория заявителей, которая любит "перо и бумагу". Особенно это касается старшего поколения. Мы будем предоставлять "бумажную" альтернативу до тех пор, пока есть на это запрос. Однако надо понимать: человек всегда ищет самый простой путь. И если цифровые сервисы, которые оказывают Кадастровая палата и Росреестр, будут удобными, со временем на них перейдет большинство.

Но внедрение инноваций в область государственных услуг не должно напоминать проход асфальтоукладчика - мы работаем для людей, и не заставляем никого

- Какие функции будет выполнять новый сервис жизненных ситуаций, который запускает Кадастровая палата?

- Сервис Регистрацияпросто.рф будет построен на анализе каждой конкретной ситуации: пользователь отвечает на вопросы, предлагаемые системой, а результатом опроса становится четкий список документов, которые гражданину следует иметь для получения нужной госуслуги. Наши специалисты оценили более 80 жизненных ситуаций, которые могут возникнуть у любого человека в течение жизни. Например, покупка машиноместа, квартиры, регистрация ипотечного кредитования, передача прав при разводе и так далее. На каждую из них Кадастровая палата и Росреестр должны дать настолько четкие инструкции, чтобы ни в МФЦ, ни в органах палаты на местах не сказали, что "надо донести что-то еще". Список документов, формируемый сервисом, будет финальным.

Пока мы работаем в бета-версии и тестируем сервис. Но уже сейчас мы наблюдаем спрос - до официального старта у нас каждый день более 500 уникальных пользователей. Думаю, к осени мы запустим проект в промышленную эксплуатацию.

- На форуме было объявлено о разработке проекта по созданию государственной площадки подбора и аренды недвижимости в Крыму. Почему для перезентации был выбран именно Ялтинский форум?

- В Крыму такой проект востребован. Имеется ряд ограничений в работе онлайн-сервисов рынка недвижимости на территории Крыма. Это касается аренды и отелей, и квартир или домов в частном секторе. В результате туристы потеряли возможность бронировать отели на полуострове через крупнейшие зарубежные агрегаторы и платформы (Airbnb, Booking).

Такой сервис должен появиться с участием государства, мы делаем условный аналог Airbnb. Эта платформа не только позволит выбирать, планировать отдых в Крыму, но понимать ценообразование, конкурентную среду

Она также позволит обелить теневой рынок недвижимости, увеличит доходную часть бюджета субъекта за счет налоговых платежей. Технические возможности платформы будут разработаны IT-специалистами Кадастровой палаты. Мы сейчас исследуем рынок, общаемся как с потребителями, так и с теми, кто готов размещаться на этой платформе. Платформа будет связана с системами Росреестра и Кадастровой палаты, но это не закрытый сервис. Мы открыты для того, чтобы взаимодействовать с теми, кто заинтересован в проекте. К концу года уже хотим запустить тестовый вариант. А к следующему туристическому сезону запустим платформу в проектную мощность.

- Приложение сервиса онлайн-бронирования жилья "Суточно.ру", которое представлено в Крыму, в августе было удалено из App Store. В письме, направленном Apple в адрес сервиса, было сказано: приложение не может находиться в App Store из-за антироссийских санкций. Как планируете обходить потенциальную блокировку?

- Мы понимаем, что по той же причине не сможем сделать свое мобильное приложение, поэтому сделаем адаптивную мобильную версию сайта, который с точки зрения мобильного устройства будет выглядеть как приложение. Как только разрешат сделать мобильное приложение по Крыму, мы это, конечно, осуществим. Что касается общего вопроса информационной безопасности - мы будем использовать отечественные решения и серверные мощности на территории РФ.

- Рынок недвижимости Крыма переживает переходный период. Не помешает ли это продвижению платформы?

- В какой-то степени - да, но если ничего не делать - ничего и не изменится. У Крыма особые полномочия в сфере регистрации прав на недвижимость. Здесь работает Крымрегистр и Севреестр, мы оказываем методологическую помощь, обеспечиваем функционирование системы. Все сделки по общероссийским правилам будут заключаться в Крыму с 2023 года.

- Вы сообщали о планах переезда сотрудников аппарата Кадастровой палаты в одно здание в рамках оптимизации. Какой это даст эффект?

- Сейчас центральный аппарат палаты находится на трех площадках. Это тяжело, происходит большая потеря времени при координации процессов. Кроме того, нам нужно дополнительное место - мы расширяемся. Поэтому было принято решение найти один офис, куда переедет весь центральный аппарат (500 человек плюс филиал по Москве, это еще 400 человек). Все структурные подразделения учреждения будут располагаться в одном здании в функциональном единстве, что обеспечит более оперативное взаимодействие сотрудников, ускорит обработку документов и благотворно отразится на производительности труда, качестве оказываемых услуг. Объединение позволит сэкономить около 12–15% из тех денег, которые мы тратим на свою жизнедеятельность.

Наша новая площадка находится рядом с Третьим транспортным кольцом, на шоссе Энтузиастов, 14. Это большой офис полезной площадью почти 9 тыс. кв.м. Мы сделали опенспейс, попытались создать современный офис. Переезжаем уже на следующей неделе.

- Что будет со старыми площадями?

- То, что мы арендуем, мы возвращаем обратно. А здание в Орликовом переулке, находящееся в оперативном управлении, отремонтируем и, может, используем при дальнейшем расширении.

- Уже планируете его?

- Мы оптимизируем штат, перераспределим некоторые сегменты с точки зрения обеспечивающего функционала. Сократим его примерно на 10% в этом году, а вот штат IT-специалистов увеличим, что входит в наши стратегические цели развития.

Беседовала Наталья Денисова